▲ Наверх

Цикл статей о настройке мотора. Часть 1: Что вы знаете о чип-тюнинге?

Столкнувшись однажды с проблемой настройки собственной машины, я начал изучать вопрос чип-тюнинга. Стал осваивать чужие программы, пробовать делать свои. Посветив этому не один год жизни, пришел к довольно интересным заключениям и выводам… Решено было подготовить статью, по велению судьбы) я наткнулся на довольно интересный материал человека, который досконально и кропотливо разбирался в каждой калибровке каждого ЭБУ. Предлагаю вашему вниманию небольшую часть этого материала, с которым я полностью солидарен.
чип-тюнинг в самаре
чип-тюнинг в самаре

О бедном чип-тюнинге, замолвим словечко…

О том, что такое чип-тюнинг в интернете сказано очень много, стоит только набрать в любом поисковике это словосочетание и немного почитать. В основном, эти материалы предназначены для потребителей данной услуги, то есть для владельцев автомобилей и имеют рекламный характер.
Что же все предлагают клиентам, обещая золотые горы в виде снижения расхода топлива, увеличения крутящего момента и мощности двигателя за счет оптимизации чего-то там…, перераспределения куда-то там… и других громких фраз? Оборудование для чип-тюнинга стоит значительных денег - редактор калибровок и модули к нему, шнуры для подключения к ЭБУ, загрузчики, адаптеры и т.д., но даже не это главное — без оборудования не обойтись в любой сфере деятельности. Главное то, что не многие коллеги могут посвятить массу времени откатке собственных прошивок и познанию огромного количества калибровок, их влиянию на конечные характеристики и взаимодействию между собой.
Чип-тюнинг
Чип-тюнинг
Без чип-тюнинга уже не обойтись и спрос рождает предложение, модифицированные прошивки предлагаются к продаже во многих местах, начиная от их авторов и заканчивая мошенниками перепродающими чужое…
На данном рынке все давно структурировано, к продаже предлагаются пакеты модифицированных прошивок на любые типы ЭБУ, автомобили любых марок с любыми конструкциями двигателей. Мы их приобретаем «оптом» и устанавливаем в «розницу» своим клиентам. Все как обычно в этом мире… Ряд лет и я был таким «розничным» продавцом модифицированных прошивок. Но пришло время, когда купленные, готовые прошивки перестали удовлетворять из-за массовых нареканий клиентов и зачастую — противоположного эффекта от обещанного. Улучшения динамики незаметно на одних прошивках, значительно возрастает расход топлива на других, появляются дефекты в работе системы впрыска в виде раскачки оборотов, их зависания, просадки и т.д. И самое главное это появление детонации почти на всех модифицированных прошивках с которой никак не хотят мириться хозяева авто и возвращаются к нам с претензиями. Пришлось изучать и это направление нашей работы более глубоко. Первым делом, предстояло разобраться с сотнями калибровок и понять, какая из них за что отвечает и куда их двигать для получения нужного эффекта. Название большой части калибровок, прямо не указывает на их назначение и понять, сидя за столом, как они влияют на какие-то характеристики практически невозможно. Сложность работы усугубляется большим количеством моделей ЭБУ и их разновидностями с очень разными принципами построения ПО, применявшихся АВТОВАЗом для комплектации производимых им автомобилей. Далее, нужно было выяснить, какие калибровки имеют «запас» и их изменение даст нужный эффект, какие есть смысл трогать, а какие нет. Например, имеется ли запас по УОЗ и какой этот запас, с помощью каких калибровок подсистема управления УОЗ или топливоподачи влияет на некоторые конечные характеристики. Или как ЭБУ Bocsh управляет крутящим моментом и как его заставить не быть тупым. Мануалов и руководств по чип-тюнингу создавать не планируется, просто расскажу о своем видении этого интересного направления. Расскажу чем и как работаю, покажу некоторые примеры как не надо делать ради избежания проблем, приведу грубые ошибки делаемые тюнерами по незнанию принципов работы конкретного ПО, да и вообще принципов работы ДВС. Не претендую на «истину в семи инстанциях» это не научная работа, а простое изложение своего видения и наработанного опыта своими словами. Возможно, мои представления тоже где-то не верны, но это лучше чем полная тишина на фоне агрессивной рекламы захлеснувшей профильный интернет. Основы материала статьи взяты из работ Сергей Федоренко (МАСТЕР-МОТОР) 2012г.

СОСТАВ СМЕСИ

Состав смеси является основополагающим фактором, который прямо влияет на динамику автомобиля, расход топлива и динамику. Из сего делаем вывод, что обеднив смесь в режимах малых нагрузок при равномерном движении (так называемые стационарные режимы) можно добиться некоторой экономии топлива. А несколько обогатив смесь в режимах высоких нагрузок, получим увеличение крутящего момента и более интенсивное ускорение автомобиля. Все правильно и логично. Преследуя эти благие цели, тюнеры обедняют смесь в карте экономичного режима и обогащают в карте мощностного режима. Берем модифицированную прошивку, где в карте экономичного режима смесь обеднена, а L-регулирование частичное, то есть регулирование на режимах холостого хода и около него – есть, дальше — регулирование отключено калибровками, но сигнал ДК присутствует во всем диапазоне оборотов. По этому сигналу можно наблюдать за составом смеси. Штатный лямбда-зонд не дает полной картины по составам смеси на разных режимах, но бедно/богато он отображает и это позволяет настроить, например, экономичный режим без излишнего обогащения. Ниже это покажу. В редакторе показана калибровка состава смеси в экономичном режиме, она обеднена:
состав смеси калибровка
состав смеси калибровка
В сканере создаю набор параметров и выезжаю на трассу, езжу в разных режимах, стараясь попасть в наибольшее количество режимных точек, сохраняю лог и дома спокойно его анализирую.
Ниже, показано окна сканера с открытым в нем откатанным логом. Подбираю режим соответствующий показанному выше, в программе ChipTuningPro, по цикловому наполнению и оборотам:
проверка состава смеси на ходу
проверка состава смеси на ходу
Как видим, состав смеси соответствует карте экономичного режима и цифры весело пляшут, показывая обедненную смесь в стационарных режимах.
Вот только показания штатной лямбды не согласны с этим… она показывает богатую смесь… почему-то. Делаю другой набор параметров в сканере, чтобы видеть сигнал лямбды графически:
Состав смеси в зоне малых нагрузок и стационарных режимах богатый.
Состав смеси в зоне малых нагрузок и стационарных режимах богатый.
Состав смеси в зоне малых нагрузок и стационарных режимах богатый. Настроение несколько испортилось, ведь так красиво выстроена карта экономичного режима, а тут на тебе… Ладно, к трудностям нам не привыкать. Полностью отключаю L-регулирование в прошивке, достаю ШДК, калибрую его и устанавливаю на место штатного.
Поехали:
откатка по шдк
откатка по шдк
Реального обеднения смеси не видно – она в стехиометрии, возможно ШДК не правильно отображает… не может же быть такого… Все обедняют и говорят – экономия реальная за счет этого… Еду к друзьям и беру ШДК от Innovate Motorsports, программа SMS-Diagnostics у меня есть, все это много раз проверенно при настройке в он-лайне и по логам, в правильности их показаний сомневаться не приходится.
Прошивка была с RCO, поэтому табличный состав смеси она не отдает в сканер, но это без разницы, в ChipTuningPro и так видно, что смесь обеднена:
состав смеси в таблице
состав смеси в таблице
Другой ШДК и другой сканер:
смс диагностика и шдк
смс диагностика и шдк
Опять практически стехиометрия. Долго проверял это вновь открывшееся обстоятельство по всякому, в том числе и по расходу топлива, пытался поймать заветную, обещанную экономию. Ездил с разными ЭБУ, на разных машинах и очень много (только в семье их три, с разными двигателями), пока пришло полное осознание факта - это не я против течения, а оно против меня. Вывод однозначный, прошивка не подчиняется обеднению — не предусмотрено!
Утверждение справедливо для всех ПО Евро-2 и выше, для любого ЭБУ. Более старые ЭБУ с ПО Россия-83 не рассматривал, но там смеси обеднены в заводских прошивках. Видимо, предусмотрена работа на обедненной смеси и коллеги это подтверждают, проводя проверки с газоанализатором.
А вот если карту экономичного режима обогатить, то тут да — прошивка слушается (в ЭБУ М74 прошивка уже не подчиняется и обогащению в экономичном режиме), иногда тюнеры этим пользуются в угоду динамике, но расход топлива, конечно, жестокий при этом. Так как смесь обогащается не только в режиме ускорения, а во всем диапазоне экономичного режима, как бы водитель не старался ехать аккуратно – смесь всегда богатая и расход всегда повышенный.
Сильно удивлен тому, что — неужели никто не катался на своих произведениях не только с ШДК, но даже просто со сканером, ведь и по штатной лямбде видно богатая смесь или бедная…
отклонение смеси на м73
отклонение смеси на м73
бош 7.9.7 состав смеси
бош 7.9.7 состав смеси
Так тихо и буднично рухнула легенда века о снижении расхода топлива калибровками карты экономичного режима, но «калибровка» таким способом продолжается, уже бедним М74, хорошо хоть в МЕ17.9.7 эту калибровку убрали с глаз долой… При желании, обеднить смесь в экономичном режиме можно, но не его картой, а совершенно другими калибровками, только сидя за столом «калибровка» не получится, все нужно откатывать. Это позволяет делать даже Бош 797+ и довольно просто, а еще он позволяет делать и частичное L-регулирование по типу, как это делается в Январь 7.2. Но, пока у нас еще иногда не умеет просто отключить L-регулирование в Боше797+ (об этом расскажу в другой статье). На тему состава смеси можно говорить очень долго и много, можно рассказать о том какие повсеместно применяются методы чтобы машина ПЁРЛА и о том, что эти методы в корне неправильные т.к. она хоть и прет, но и топливо потребляет немерено, позванивая детонацией. О том, как придать хорошее ускорение и какими калибровками, вообще не трогая настроенный заводскими калибровщиками УОЗ и составы смеси, например в Боше 797+ и т.д. В ходе выяснения, что там думает про себя экономичный режим, выяснилось много интересного и про мощностной режим. Богатят его иногда до такой степени, что из глушителя черный дым валит при разгонах. Усугубляется это новомодным увеличением производительности форсунок, систему обманывают указывая меньшую производительность форсунки, чем она есть на самом деле (Январь) или увеличивая коэффициент производительности (Бош). Система, при расчете топливоподачи это учитывает и увеличивает время впрыска. А иногда, наоборот, по аналогии с экономичным режимом, богатят смесь в карте мощностного, но в реальности она остается на том же месте, т.к. поправки никто не трогает — их же тоже откатывать надо. Хорошо, если в прошивке оставлено L- регулирование во всем диапазоне и состав смеси все-таки будет «подтянут» к стехиометрии, тогда в экономичном режиме расход останется обычным. А вот если L-регулирование частичное или полностью отключено, то сразу возникают проблемы с расходом — он неизбежно увеличивается. В мощностном режиме, как известно, L-регулирование отключается и катализатор с лямбда-зондами покрываются толстым слоем сажи от несгоревшего топлива из-за чего резко сокращается срок их службы. Иногда полет мысли тюнера достигает невиданных высот, карты топливных режимов и УОЗ приобретают художественные формы неописуемой красоты своими строгими пропорциями. Видя такие художества, сразу становится понятно, что никакой откатки топливных карт не было и в помине. Карта мощностного режима должна быть настроена таким образом, чтобы обогащение смеси шло совместно с ростом нагрузки, наполнением цилиндров и оборотами. Тогда расход топлива будет соответствовать разумным пределам и контролироваться водителем. Продолжение следует… В следующей статье будут приведены примеры настройки состава смеси

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.